01
Жұма,
Қараша

һижри

Грани набожности

Разное

В Священном Коране сказано: “О те, которые уверовали! Если вы будете страшиться гнева Всевышнего Аллаха, проявляя трепетность в соблюдении Его предписаний, то Он наделит вас “фурканом” (способностью отличать правильное и хорошее от скверного и плохого). Он простит прегрешения ваши и помилует вас. Воистину, Аллах — обладатель величественной милости”[1].

Из аята следует, что тот, в ком присутствует набожность и богобоязненность, кто, несмотря на множество соблазнов, старается сохранить свою связь с Господом миров неразрывной, кто, переступая через множество сложностей и проблем, помнит о предписанном Всевышним, того Он наделяет “фурканом”, возможностью в любой ситуации распознавать доброе и злое, отличать приносящее благо от греховного. Тот же, кому это дано Творцом, без сомнения, находится под особой Божественной опекой и защитой.

Насколько же сильно каждый из нас нуждается в по- добном качестве! Тем более в летний период времени, когда на улице жарко и душно, что значительно ослабляет бдительность людей. Обстановка, окружение (особенно в условиях огромного мегаполиса) способствуют некоторой вялости. Но с другой стороны, подобная атмосфера активизирует работу Сатаны и его слуг, число которых невероятным образом приумножается. Каждый шаг человека верующего является проверкой па крепость и непоколебимость его веры. Здесь должны проявиться стойкость, решительность и сознательность следования пути Ислама. 

В наше время достичь уровня “авлия”, то есть особо ириближенных ко Всевышнему людей, при выборе пра- вильного ориентира в разноликом и быстротечном потоке мирских забот, при сохранении постоянства и настойчивости в следовании выбранному пути, конечной точкой которого должно явиться довольство Господа миров, может каждый. Один из крупнейших ученых нашего времени заметил, что способность отвести свой взгляд от запретного, хоть порой это непросто, служит тому, что человек верующий как по спирали устремляется к наивысшим степеням, где господствует аят: “Воистину, приближенных к Аллаху людей не постигнет страх, и они никогда не будут опечалены”[2].

В Коране Всевышний Аллах говорит: “Скажи, сообщи [О Мухаммад] верующим, чтобы опускали, отводили свои взоры от запретного и хранили целомудрие. Это пристойнее и чище для них. Воистину, Аллах Сведущ о том, что делают они”[3].

Припоминаю удивительный факт. Один верующий увидел сон, в котором присутствуют словно два кадра, две картины. С одной стороны — Пророк и его сподвижники борются за сохранение веры Аллаха в битве при Бадре, не жалея своих сил и душ, а с другой — юноша, который в страхе утратить самое ценное, что может иметь человек — веру во Всевидящего, отводит взгляд от проходящей мимо, пленяющей своим внешним видом женщины. И данный сон будто проводит аналогию между двумя событиями: участием в военных действиях рядом с Пророком и его сподвижниками во время битвы при Бадре и удалением от запретного, в частности — отведением взгляда, показывая тем самым, что по вознаграждению эти действия одинаковы.

Удаляться от скверного, отводить взгляд от запретного, непристойного, неблаговидного — неотъемлемые качества 

верующего человека, совершенствующего себя и стараю- щегося шаг за шагом приблизиться к довольству своего Создателя.

История Ислама знает примеры высочайшей степени набожности и праведности, когда любовь и трепет пред Господом миров настолько сильно наполняют душу, что сердце не выдерживает и останавливается. Приведу один из подобных примеров.

Во времена правления ‘Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах) жил один юноша, душа и сердце которого были связаны с мечетью. Каждый намаз он старался совершать сообща с другими людьми в мечети, стоя за правителем правоверных ‘Умаром. Его праведность и набожность проявлялись во всем. Однако спустя какое-то время ‘Умар стал замечать, что среди собирающихся на молитву людей того юноши нет. Оборачиваясь назад, он не находил его лучезарного взгляда. Несмотря на многочисленность стоявших за ним во время молитвы людей, он знал каждого 

Так вот, в очередной раз не найдя этого юноши среди молящихся, ‘Умар поинтересовался: “Что случилось с тем молодым человеком?

Несколько дней я не вижу его в мечети”.

Люди, стоявшие за ним, были в смятении, потупив взгляды и не решаясь что-либо произнести.

Тогда ‘Умар повторил вопрос, и один из присутствующих ответил: “О правитель правоверных, мы нашли его тело на дороге к одному из скверных мест. Чтобы тебя не огорчать, мы прочитали погребальную молитву и похоронили его, не известив тебя”.

‘Умар понял, что случилось. С его глаз будто сняли временную завесу, и он увидел, как же все было на самом деле.

Суть произошедшего была такова: по дороге в мечеть этот юноша должен был проходить возле дома женщины, пытавшейся разными уловками совратить его. Каждый раз, идя мимо ее дома, юноша проявлял твердость и стойкость. Несмотря на всевозможные сатанинские ухищрения, он был стоек и непоколебим.

Безусловно, у каждого человека могут случиться моменты духовного ослабления. Однажды юноша тоже поддался такому состоянию. Уступив искушению, он сделал шаг в направлении к ее дому. И в этот самый момент его уста стали многократно повторять аят: “Воистину, если тех, кто набожен пред Аллахом, коснется наваждение от Сатаны, они вспоминают, что Сатана — их враг и соблазнитель, они пробуждаются, начинают осознавать суть вещей. И они становятся зрячими”[4].

Уста юноши непроизвольно повторяли этот аят. Вникая в эти Божественные слова, он осознавал их смысл, и осознание это проникало до самых глубин его души. Как будто бы этот аят ниспосылался именно сейчас и был предназначен именно для 

него. Укоряя себя за намерение совершить постыдный поступок, юноша вспомнил те блага, которыми наделил его Всевышний. Видя, что Милостивый Аллах не захотел оставить его наедине со своим нафсом[5] даже на мгновение и внушил ему данный аят, юноша пережил такое душевное потрясение, что сердце его не выдержало, и душа устремилась ввысь.

Так вот, поняв причину произошедшего, ‘Умар, к удив- лению окружающих, поспешил на могилу юноши. Склонившись над ней, он во весь голос воскликнул: “О юноша!” А затем зачитал аят: “Тому, кто боялся Господа своего, — два Рая!”[6] В ответ послышался другой голос, сотрясающий все вокруг: “О правитель правоверных! Аллах наделил меня вдвое большим, чем названное тобой!”

О Всевышний, внуши нашим сердцам набожность и трепетность пред Тобою! Укрепи наши стопы на пред- писанном Тобою пути, пути Ислама!

Возведи меж нами и греховным непреодолимые пре- грады!

Не дай нам очернитъ сердца и души греховным и скверным!

Введи и нас в число приближенных к Тебе!

 

[1] Св. Коран, 8:29

[2] Св. Коран, 10:62

[3] Св. Коран, 24:30

[4] Св. Коран, 7:201

[5] Нафс – средоточие отрицательных качеств человеческой души

[6] Св. Коран, 55:46

Материал взят из книги «Жизнь, мы и духовные истины»

Бөлісу: